Почему в Украине практически запретили дроны с 1 июня 2018 года?

Долетались, что дальше?

Владельцы дронов, которые используют их для бизнеса или других целей, оказались в очень сложном положении из-за украинской власти

Государственная авиационная служба Украины запретила полеты дронов над дорогами государственного значения, по определенным улицам, над госучреждениями, железными дорогами, местами аварий и так далее. Журналисты Depo.ua разбирались в чем заключается странное нововведение касающееся беспилотных летательных аппаратов.

Дроны, они же – беспилотники – удобный и доступный способ делать фото и видео сверху, снимать крупные планы во время митингов, акций, спортивных соревнований, ролики для рекламы. Более того, дроны активно используются в агропромышленности. При помощи отдельных моделей можно создавать 3D карты местности. В Украине свободно ими пользовались журналисты, рекламщики, организаторы развлекательных мероприятий, спортсмены, бизнесмены. Существовали некоторые запреты и сложности для работы с дронами, но большинство из них решались с получением разрешения от правоохранителей или владельцев территории.

«Беспилотная демократия» прекратилась 1 июня, когда вступил в силу «Временный порядок использования воздушного пространства Украины» (далее Порядок), утвержденный Государственной авиационной службой Украины. Согласно этого Порядка появляются новые запреты и ограничения как для беспилотников массой более 2 килограмм, так и для более легких.

Если вы запускаете дрон массой более 2 кг, (это вместе с прикрепленной на него видеокамерой и другим оборудованием), вы должны соблюсти требования в отношении представления заявок на использование воздушного пространства. Кроме этого, могут понадобиться отдельные разрешения от Воздушных сил ВС Украины, пограничников, органов объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины, органов обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением и других государственных учреждений. «С точки зрения Государственной авиационной службы Украины — это практически то же, если вы взлетаете на Боинге-747», — комментирует ситуацию «Институт массовой информации».

Если вы запускаете дрон массой менее 2 кг, все равно придется привыкать к ряду ограничений.

1. Полеты выполняются исключительно днем;

2. Полеты выполняются вне установленных запретов и ограничений использования воздушного пространства (в Киеве — это практически весь город, то есть съемки митингов, акций протеста, шествий и маршей теперь под запретом);

3. Запрещено летать (но разрешено пересекать) над дорогами государственного значения (международные, национальные, региональные, территориальные); центральным улицам городов, поселков городского типа и сел; железными дорогами государственного и регионального значения; над и вдоль линий электропередач, продуктопроводов, кроме случаев выполнения полетов по согласованию с собственником объекта; промышленными зонами, электростанциями, железнодорожными станциями, морскими портами, складами горючего, нефти, газа, других опасных веществ и жидкостей и т. д, кроме случаев выполнения полетов по согласованию с собственником объекта;

местами (районами) аварий и катастроф (кроме задействованных в ликвидации их последствий и поисково-спасательных работах);

учреждениями исполнения наказаний и следственными изоляторами, кроме случаев выполнения полетов в интересах администраций указанных учреждений и изоляторов;

другими важными государственными и потенциально опасными объектами, кроме случаев выполнения полетов по разрешению полномочных органов;

объектами, которые определены Министерством обороны Украины, Министерством внутренних дел Украины, Государственной пограничной службой Украины, Службой безопасности Украины, Национальной полицией Украины, Национальной гвардией Украины, Управлением государственной охраны, другими военными формированиями и правоохранительными структурами, образованными согласно законам Украины и относительно которых осуществляется охрана, кроме случаев выполнения полетов по разрешению указанных выше органов;

Нельзя летать также в: зонах полицейских/антитеррористических/специальных операций (кроме задействованных в этих операциях); зонах, определенных для обеспечения безопасности лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана; полеты выполняются в пределах прямой видимости, но не далее чем 500 м от внешнего пилота; максимальная высота полета – не выше 50 м над уровнем земной (водной) поверхности и в условиях визуальной видимости БПЛА внешним пилотом;

Помимо этого, полеты выполняются:

не ближе 30 м от другого лица, которое не связано с выполнением полетов;

не ближе 50 м от групп людей до 12 человек, которые находятся вне помещений (это опять же запрет снимать любые общественные мероприятия), животных, транспортных средств, кораблей, лодок, объектов частной собственности;

не ближе 150 м от групп людей количеством более 12 человек, которые находятся вне помещений, и от районов застроек многоэтажными жилыми домами, а также над указанными группами и районами.

Короче говоря, запрещено почти все, для чего, собственно, журналисты, спортсмены, организаторы массовых мероприятий, телевизионщики и рекламщики покупали эти дроны. Например, пресса использовала их на митингах в центре города, во время массовых беспорядков, приездов важных персон, для съемок имений высокопоставленных коррупционеров. Теперь все это подпадает под запрет.

По соцсетям касательно этого повода прокатилась волна возмущения. Волонтеры, журналисты, общественные активисты заявили о нарушении их прав.

ЗА НАРУШЕНИЕ — ШТРАФ ИЛИ ТЮРЬМА

За нарушение нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность авиации штраф — от 1020 до 8500 гривен.

Совершение других действий в воздушном пространстве, если это создало угрозу безопасности воздушных полетов наказываются штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо же ограничением свободы на срок до пяти лет.

Те же деяния, если они причинили пострадавшему средней тяжести или тяжелые телесные повреждения или нанесли большой материальный ущерб наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частью первой или второй этой статьи, если они повлекли гибель людей, наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

КОМУ ВСЕ ЭТО ВЫГОДНО?

Наверное, уже все журналисты поняли, что на практике новый Порядок в значительной мере делает невозможным использование дронов в журналистской деятельности. Красивых картинок станет значительно меньше, и добывать их станет значительно сложнее, пишет «Институт массовой информации». Например, если недавно один известный чиновник, недовольный тем, что журналисты могли снимать его имение в Конча-Заспе, несмотря на пятиметровый забор, не мог ничего с этим сделать, кроме как приказать сбивать дрон при помощи ружья, – теперь он сможет спокойно зафиксировать нарушение журналистами правил использования воздушного пространства Украины, и оператор дрона заплатит минимум штраф, а возможно, будет наказан ограничением свободы до пяти лет. Даже если реально дрон не поднимался выше уровня деревьев и физически не мог помешать самолету, который летел над ним на высоте 8-10 тыс. метров.

Зачем все это делается? Первое, что приходит на ум – для удобства чиновников и чтобы еще больше зарегулировать запретами деятельность общественных активистов и журналистов. Опасность от дронов может быть в виде возможности повреждения объектов собственности и здоровья людей и вторжения в частную жизнь, скрытого сбора информации. Хотя… вы слышали, чтобы на кого-то в Украине упал дрон? Чтобы он убил кого-то во время митинга? А вот ущерб репутации чиновников эти маленькие «летуны» наносят изрядный. Благодаря дронам снимаются промо-ролики об Украине. Наконец, с помощью дронов военные защищают Донбасс.

Возможно, полиция, армия и СБУ сами собираются более активно использовать беспилотники для патрулирования и раскрытия преступлений. За рубежом, в некоторых американских городах дроны патрулируют городские районы 24 часа в день и 7 дней в неделю и это помогает существенно снизить уровень преступности. Тогда можно предположить, что гражданские дроны зарегулируют, чтобы они не мешались под ногами. Извините за каламбур.

Как оказалось, существуют еще и международные требования относительно дронов.

«Европейское агентство по безопасности полетов прилагает усилия, чтобы урегулировать использование дронов в общем европейском пространстве, писал консультант по стартапам в Фонде США-Украина Иван Чайка в колонке для «Vox Ukraine» еще в октябре 2017. Более того, международная группа экспертов работает над разработкой стандартов для БПЛА, включая безопасную интеграцию малых и крупных БПЛА в воздушное пространство и аэропорты. Хотя Украина и не является членом данной организации, она, как часть международного воздушного пространства, обязана обеспечивать безопасные условия для гражданской авиации. Более того, как будущий член объединенного европейского неба, Украина должна ввести новое законодательство в соответствии с европейскими стандартами. Широкий перечень заинтересованных сторон, который включает в себя производителей, агрокомпании, Министерство обороны и правоохранительные органы, Министерство экономического развития и торговли Украины, Государственную авиационную службу Украины, дает возможность лоббирования своих позиций в отношении использования дронов. С одной стороны, учитывая текущую ситуацию с продолжающейся войной с Россией и сепаратистами на востоке Украины, Министерство обороны и Служба безопасности совместно с Авиационной службой будут лоббировать более консервативные предложения, которые могут перенасытить рынок дронов регуляторами, включая надзор за БПЛА и их полетами, слишком широкие площади и перечни объектов, где использование дронов будет запрещено. В противовес этому, хотя физические лица и бизнес понимают подобную обеспокоенность, они будут выступать за простые процедуры для малых и безопасных дронов и не слишком сложные правила – для больших. В отличие от российского, белорусского и тайского опыта ограничивающего регулирования БПЛА, Украине следует стремиться к сбалансированной системе, которая будет не только стимулировать использование и производство отечественных дронов, но гарантировать их безопасное использование всеми заинтересованными сторонам».

Глава всеукраинского совета владельцев беспилотников, журналист Тарас Трояк сказал Depo.ua: что насчет того, кому это может быть выгодно, не хочет верить во всеукраинский заговор.

«По моему мнению, в Госавиаслужбе работали не профессионалы и они согласовали документ, который им посоветовали в других органах власти. Они знали, что мы против этого документа, потому что он нарушает наши права, на что нам был дан ответ, мол, давайте примем хотя бы что-то, а потом уже будем исправлять».

При этом, уверяет он, правила необходимы, как вот, например, ПДД, но такие, которые позволяют применение их в Украине.

«Мы знаем, что в Европе в прошлом году 65 человек были спасены при помощи дронов. В случае же, если, скажем, человек потерялся в лесу, для того, чтобы поднять на поиск дрон необходимо будет подать заявку за 10 дней, поскольку приняли такие правила и они одинаковы для всех. Таким образом данный проект — как выстрел самому себе в ногу…» — объясняет Тарас.

Тому, кто внимательно изучил запреты и правила, и знает хоть что-то о работе дронов и с дронами понятно, что никто их соблюдать не будет, потому что это работа, бизнес и общественная деятельность. Этот новый порядок – временный, Госавиаслужба продолжает разрабатывать Авиационные правила Украины, и есть надежда, что на этот раз разработчики прислушиваются к мнению владельцев беспилотников.

Всеукраинская Организация Владельцев Беспилотников тем временем уже подала в суд, чтобы оспорить новые правила.

«Если бы Государственная авиационная служба Украины писала правила использования ноутбуков, то на них нельзя было бы писать тексты, в которых говорится о коррупции, о более чем 12 человек одновременно, о полиции, а пользоваться можно было бы только если он легче чем 2 кг, (потому что можете прибить им того, кто писал такие правила), — говорится в заявлении организации.

Владельцам БПЛА остается возмущаться и пользоваться беспилотниками на свой страх и риск. Хотя есть также данные о том, что новые правила еще не вступили в силу, потому что Госавиаслужба никак не может согласовать документ в Минюсте и четкого ответа, вступил ли он в силу или не вступил никто не дает.

Источник: https://www.depo.ua